Для выработки плана работы с пациентом необходимо также соблюдать ряд требований к выбору вида его деятельности. Определение занятия соответствующего индивидуальности человека с ограничениями жизнедеятельности является сложным процессом, который требует от эрготерапевта большого умения и опыта. Следует помнить, что занятия должны быть посильными, значимыми для пациента, отвечать его интересам и жизненным ролям.

При выборе занятий нужно руководствоваться следующими принципами: - любая деятельность и занятие должны учитывать пол пациентов, часть которых может считать, что отдельные виды деятельности выполняют лица только определенного пола. Например, некоторые мужчины могут отказаться участвовать в приготовлении пищи, потому что считают это "женским делом", а другим это доставляет удовольствие, они хорошо готовят, даже могут заниматься этим профессионально.

При составлении плана реабилитационных мероприятий эрготерапевту лучше положиться на мнение пациента в этих вопросах, чем навязывать ему свою точку зрения; - выбор занятия должен соответствовать культурным особенностям среды пациента, человек скорее найдет занятие уместным для себя, если оно отражает нормы и ценности его культурной группы; - занятие должно учитывать возрастные особенности пациента. Он может отказаться от той деятельности, которую считает неподходящей ему по возрасту.
Например, пожилой человек не станет играть с куклами, но может заинтересоваться строительством кукольного домика для внучки, т.к. это соответствует его роли дедушки; - важно выбирать занятия, адекватные обычным, особенно в тех случаях, когда пациент находится в стенах лечебного учреждения. В этом случае в задачу эрготерапевта входит обеспечение для пациента возможности поддерживать баланс между действиями по уходу за собой, проведением досуга и выполнением продуктивной деятельности в форме, способствующей его независимости и автономности; - при выборе занятий необходимо учитывать как сильные, так и слабые стороны пациента, а также характер деятельности.

Эрготерапевт должен выбрать занятие, которое позволило бы максимально использовать сильные стороны пациента и подвергать нагрузке слабые. Для преодоления функциональных нарушений нужно помочь пациенту максимально использовать его сильные стороны для компенсации слабых, а также адаптировать условия деятельности таким образом, чтобы пациент мог успешно заниматься ею, несмотря на ограничения; - необходимо постепенно повышать уровень сложности занятий, для чего следует определить продолжительность их выполнения, интенсивность физических и умственных усилий, число этапов, сложность выполнения, количество людей, с которыми пациенту приходится контактировать, круг обязанностей, объем требуемой помощи.

Важно, чтобы этот процесс соответствовал реальным условиям жизни пациента и его устремлениям; - деятельность должна проходить в обстановке, в которой она наиболее вероятно будет осуществляться пациентом. Если это больничная палата, то ее специфика может не отражать всех особенностей и требований естественной для пациента среды.
Например, находясь в больнице, пациент может хорошо справляться с перемещением с кресла-коляски на кровать, а дома из-за иных условий это вызовет у него затруднения. В таких случаях рекомендуется создание искусственной обстановки, наиболее приближенной к реальной жизни пациента. Подобная имитация может касаться сферы самоухода, продуктивной деятельности и досуга.
« Последнее редактирование: 10 Марта 2018, 20:23 от admin »